Рубрика: Собрание рукописей В.И. Григоровича (VIII-IX – XIX вв.)
Cлавянские рукописи
Дата: XV–XVI вв.
Кол-во листов: 243 л. (I + 242)
Примечания: Сербский полуустав. В 4-ю долю листа. Из Афонского монастыря св. Павла. Ранее рукопись находилась в Музейном собрании (ф. 178) под № 1708. Л. 1: Оглавление рукописи, из которого утрачен начальный лист; Л. 4: "Съчинение обьетии вьсех вин, священных и божествьныих правил. Потружденно вкупе и сложено, иже во священноинокох последним Матфеем Солунскым". Это извлечение из Синтагмы Матфея Властаря, как и следующие далее статьи, встречаются обыкновенно и в других сербских рукописях, содержащих Законник Стефана Душана. См.: Шафарика Gesch. der sudslav. Liter., III, 221–225, и Новаковича "Законник Стефана Душана", Предисл., с. XIII. Перевод здесь тот же самый, что и в полных славянских списках Синтагмы, напр., Румянц. (ф. 256) № 238. Последняя часть рассматриваемого памятника (л. 130–161, литеры: М. Ф.), вместе с греческим подлинником, напечатаны по Призренской рукописи Ф. Зигелем в его исследовании: Законник Стефана Душана, СПб., 1872, Прилож., 116–144. Полный греч. текст Синтагмы в PG, 144 и 145. Л. 165: "А се правила святаго Иоанна Постника". См. рукопись Ундольского (ф. 310) № 35, л. 57. Л. 169 об.: "Благовернаго и христолюбиваго царя Иустиниана закон о записании". Напеч. Ф. Зигелем по той же рукописи и там же. Прилож., 1–7; Л. 176: "Анастасия патриарха блаженнаго града великые Антиохие, и Кирила Александрьскаго, изложение вкратце о вере по вьпрошению…". См. рукопись Моск. синод. библ., по описанию Горского и Невоструева № 269, л. 17. Л. 179: "Исповедание вкратце. Како и коего ради дела отлучишеся от на латнин..." См. Синод. библ., по тому же описанию № 268, л. 78, № 269, л. 20 и № 323, л. 11; Л. 185: "Святаго Максима изложение о вере вькратце". См. Синод. библ. № 268, л. 84; Л. 187: "Писание Михаила патриарха Константина града, еже посла патриарху Антиохийскому Петру". См. Синод. библ., № 374, л. 390. Напеч. А.Н. Поповым в "Обзоре полемических сочинений", М., 1875, с. 50–54; Л. 194: "Исповедание писанно папы Римскаго, како что веруют и дрьжеть непреложно". См. Синод. библ. № 374, л. 394, и указ. соч. А.Н. Попова, с. 148–149; Л. 208–242: "Закон благовернаго царя Стефана в лето 6857 индиктион 2 в праздник Вознесения Господня месяца маиа 21. Сий же Законник поставляемо, от православнаго сьбора нашего, с преосвященныим патриархом кир Иоаникием". Об этом списке в предисловии (III) к своему изданию Законника Стефана Душана упоминает Шафарик, называя его "Казанским 2-м" и сближая его со списком Раковецким. Но из издания Шафарика не видно, чтобы он им пользовался. По расположению статей настоящий список не сходен ни с Ходошским и Раковецким списками, которые положены в основу издания Шафарика, ни с Призренским, напечатанным Ст. Новаковичем ("у Биограду, 1870") и потом, без изменения в расположении статей, в приложении к исследованию об этом памятнике Ф. Зигеля (8–115). При полном сходстве с изданием Шафарика в расположении первых 16-ти статей, потом в нашем списке, по изданию Шафарика, следуют: 36–38, 17–19, 29, 20, 22–28, 30, 33–35, 31–32, 39–44, 134–136, 45–46, 82, 47, 189, 137, 48–51, 159, 52–56, 67 и т.д. Сравнительно с названными изданиями в нашем списке оказывается и значительное количество вариантов, сокращений и прибавлений, а в конце (л. 241 об.) прибавлена целая статья, которая приводится здесь полностью: "Куде греде царь и царица или станове, или коии церкви, у ком селе прележе...". Эта статья следует (по списку, изд. Шафариком) после 143 ("О познании лица"). Вслед за ней последняя статья – "о глобарех", соответствующая 183-й в издании Шафарика. Редакция текста и правописание ближе к Призренской рукописи